Эксперты рекомендуют продолжить доработку законопроекта о госконтроле в течение 2016 года

[xfvalue_newspict]

Эксперты рекомендуют продолжить доработку законопроекта о госконтроле в течение 2016 года
Экспертный совет при Правительстве РФ дал отрицательное заключение на доработанный Минэкономразвития России проект федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации"1. Об этом сообщается на официальном сайте Открытого правительства.

Эксперты рекомендуют продолжить доработку законопроекта в течение 2016 года. "Пока, несмотря на кратную доработку текста законопроекта, до сих пор не учтены существенные замечания и предложения как бизнес-сообщества, так и Экспертного совета при Правительстве РФ. Поэтому принятие документа в текущей редакции считаю нецелесообразным", – подчеркнул министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В частности, отмечается, что документ создает риски увеличения административного давления на бизнес. Это обусловлено размыванием форм контроля и оснований для назначения внеплановых проверок, а также универсализацией специфических мероприятий контроля (досмотр, допрос и выемка), взятых из отраслевого законодательства. Также среди основных экспертных замечаний к текущей версии законопроекта:

О том, как вести себя во время проверок контролирующих органов, узнайте из "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предприятий" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

сложность проектируемой системы управления рисками. "Текущее описание этой системы использует множественность понятий, которые в целом не дают четкого представления о порядке работы системы", – считают эксперты;



отсутствие ограничений по частоте проведения проверок и других форм контроля;



отсутствие должных ограничений для использования отдельных форм и мероприятий контроля.

В качестве недостатков указывается, что документ не предусматривает формирование реестра обязательных требований для всех участников экономических отношений, не ограничивает перечень форм и мероприятий контроля, не закрепляет необходимости уведомления хозяйствующего субъекта о проведении внеплановой проверки, не устанавливает обязательное применение должностными лицами контрольно-надзорных органов проверочных листов при проведении проверок.

Члены Экспертного совета рекомендуют определить ограничения для применения перечисленных в законопроекте других форм и мероприятий контроля (надзора), таких как наблюдение, мониторинг, допрос, опрос и т. д. "Должны быть четко предусмотрены порядок планирования и проведения проверок, а также гарантии проверяемых лиц", – указывают они. В противном случае возникает риск избыточного тиражирования отдельных специфических форм и мероприятий контроля в различных отраслях госрегулирования. Эксперты выступают и против увеличения общих сроков проведения документарных и выездных проверок с 20 до 60 рабочих дней, считая, что это будет способствовать существенному увеличению административного давления на предпринимательское сообщество.

По мнению Михаила Абызова, сейчас необходимо сформировать план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в России на ближайшие два года, включив в него ключевые направления реформы госконтроля:



переход на риск-ориентированную модель в проверках;



ревизию обязательных требований по всем видам контроля и надзора;



отмену и сокращение устаревших требований;



определение полномочий федеральных органов контроля и надзора, которые целесообразно передать на уровень регионов;



оптимизацию структуры контрольно-надзорных органов и формирование соответствующих ключевых показателей эффективности их деятельности как по отраслям, так и по ведомствам;



создание удобной информационной системы и повышение качества подготовки кадров.

На основании этих приоритетов "дорожной карты" планируется доработать и основные положения законопроекта о госконтроле.